Появление и развитие машин насосного типа связано непосредственно с развитием человеческого общества. Использование воды, столь необходимой для жизни и деятельности человека, вынуждало искать пути и средства механизации для ее транспортирования.
Первым насосом относительно удачной конструкции был поршневой насос, построенный греческим механиком Ктезибием в 140-х годах до н. э.
Он предназначался для тушения пожаров. Наряду с поршневыми насосами на ранней стадии развития гидромашин широко использовались различные гидроподъемники: журавли, вороты, нории, ковшовые колеса и др. Все эти гидравлические машины с небольшой подачей могли обеспечивать потребности в воде мелких ремесленных производств.
В XV—XVI вв. на смену ремесленно-цеховойорганизации производства пришла мануфактура, что привело к расширению масштаба производства и большей его специализации, совершенствованию орудий труда. Требования к насосам и условия их применения становились более разнообразными. Кроме поршневых, стали создавать насосы вращательного действия для напорной подачи жидкой среды в больших объемах. Рамелли (1530—1590 гг.) в 1588 г. описал четыре разновидности вращательных насосов, очень напоминающих по принципу действия современные роторные объемные насосы.
Идея использования центробежного поля для подачи воды возникла у Леонардо да Винчи (XV в.), но не была реализована. Французский инженер Бланкано (1566—1624 гг.) по этому же принципу построил центробежный насос с открытым вращающимся рабочим колесом.
Центробежный насос одной из первых наиболее удачных конструкций был изобретен в 1689 г. французским физиком Д. Папеном (1647—1714 гг.). Насос состоял из двухлопастного рабочего колеса, вращающегося в цилиндрическом корпусе постоянного сечения, и использовался для откачки грунтовых вод. Он обладал рядом существенных недостатков, а главное, был малоэффективным. Вскоре Д. Папен усовершенствовал конструкцию своей машины, применив многолопастное рабочее колесо и спиральную отводящую камеру. В таком виде насос Папена, напоминает современный одноступенчатый центробежный насос.
В 1750 г. Л. Эйлер разработал теорию рабочего процесса центробежных машин и в 1754 г. предложил конструкцию центробежного насоса, который не получил практического применения.
В 1832 г. русским инженером А. А. Саблуковым (1783—1857 г) был изобретен первый в России центробежный насос, названный им «Водогон»
Его четырехлопастное рабочее колесо с радиальными лопатками помещалось в цилиндрический корпус с небольшим радиальным зазором В качестве аналога при разработке конструкции насоса А. А. Саблуков использовал изобретенную и построенную им в 1832 г центробежную воздуходувную машину
В 1846 г. американский инженер Джонсон разработал конструкцию многоступенчатого горизонтального насоса
Однако все рассмотренные выше насосы, как и конструкции ряда других изобретателей того времени, не получили широкого практического применения Они оказались малоэффективными ввиду того, что для них не было необходимого по мощности и частоте вращения привода Использовалась в основном мускульная сила людей и животных Появление в конце XIX в паровых турбин, электродвигателей, двигателей внутреннего сгорания способствовало значительным конструктивным изменениям и совершенствованию насосов всех типов
Усовершенствованные центробежные насосы в России начали делать в 1880 г на двух заводах в Москве — Бутырском (ныне «Борец») и Софийском («Красный факел») В 1899 г инженеромВ А Пушечниковым был разработан весьма прогрессивный насос — многоступеичеиыи вертикальный центробежный для подъема воды из буровых скважин глубиной до 250 м Этот насос был построен в Париже на заводе Фарко (в историю развития насосо-строения вошел под названием «насос Фарко»), имел подачу 200 м3/ч, коэффициент полезного действия 0,7 и предназначался для водоснабжения Москвы. Одновременно насосостроение совершенствовалось в развитых странах США, Франции, Германии, Швеции и др.
являлось двустороннее всасывание воздуха. Она с успехом применялась в кожевенном, сахарном производствах и для вентиляции шахт на Алтайских рудниках.
История развития воздуходувных машин непосредственно связана с развитием горнодобывающей и металлургической промышленности.
Разработка теоретических основ расчета, наличие экспериментальной базы в начале XX столетия создали благоприятные условия для быстрого развития насосо- и компрессоростроения.
До 30-х годов текущего столетия широкое распространение в области водоснабжения получили поршневые насосы. Однако они имеют ряд существенных недостатков по сравнению с центробежными и осевыми, которые к настоящему времени постепенно вытеснили поршневые насосы.
Начальные этапы развития теории гидравлических машин (в частности, насосов) связаны с именем академика Петербургской Академии наук Л. Эйлера — автора теории рабочего процесса центробежного насоса. Эта теория стала основой расчета насосов.
Важнейший период развития теории гидромашин — начало XX столетия, когда известным русским ученым Н. Е. Жуковским была разработана теория подъемной силы крыла, а на ее основе — методы расчета рабочих органов лопастных гидромашин (насосов, воздуходувок, турбин).